Профсоюзная, 3
В будни с 09:00 до 19:00
метро
"Академическая"
Профсоюзная, 3
В будни с 09:00 до 19:00
метро
"Академическая"
+7 495 739-54-41
+7 925 518-66-80
+7 495 739-54-411
+7 925 518-66-80
Профсоюзная, 3
В будни с 09:00 до 19:00
метро
"Академическая"
В Госдуму внесен законопроект против завышения кадастровой стоимости недвижимости. Если его примут, владельцы квартир, домов, земельных участков и гаражей, по подсчетам экспертов, сэкономят на налогах шесть миллиардов рублей. Как это произойдет и кто больше всего выиграет.
Широкомасштабная реформа налогообложения недвижимости реализуется в России уже четвертый год, и пока от нее больше проблем, чем результатов. Новый закон призван исправить ситуацию.
До 2015-го цена жилья для налогообложения рассчитывалась на основе инвентаризационной стоимости, которую определяли бюро технической инвентаризации (БТИ). При этом учитывались технические показатели — площадь, год постройки, коммунальные удобства, физический износ, но не рыночные характеристики объекта недвижимости.
Это и нелогично, и несправедливо. Ведь налог на квартиры в центре Москвы зачастую оказывался ниже, чем в спальных районах.
Поэтому правительство с подачи Минфина приняло решение взять за основу налога именно рыночную стоимость недвижимости, определяемую на основе кадастровой оценки. Владельцы дорогих квартир все же должны платить больше.
Впрочем, и на увеличение налоговых поступлений в бюджет Минфин рассчитывал: сразу было ясно, что кадастровые оценки будут значительно выше, чем у БТИ. К тому же налог повышался отнюдь не только для самых состоятельных граждан.
Чтобы избежать социального напряжения, к новым правилам переходят постепенно. Когда налог оказывается больше суммы, рассчитываемой по инвентаризационной стоимости, применяется временный понижающий коэффициент, увеличивающийся на 20 процентов в год (от 0,2 до 0,8). На пятый год скидка отменяется.
Регионам предоставили право самим решать, когда запускать реформу. Двадцать восемь субъектов (в том числе Москва, Московская, Ярославская и Новосибирская области, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ) вводят новый порядок с 2015 года, коэффициент, соответственно, вырос уже до 0,6.
Двадцать один регион стартовал в 2016-м, и там сейчас коэффициент — 0,4, еще 15 — в 2017-м (коэффициент — 0,2). Двадцать один субъект Федерации пока к реформе не приступил.
В этих регионах налог исчисляется по инвентаризационной стоимости, которая ежегодно индексируется на установленный Минэкономразвития специальный коэффициент-дефлятор. В 2017 году он составил 1,425.
Уже первый опыт реформы выявил большую проблему: налог на имущество граждан резко вырос, несмотря на понижающие коэффициенты. Дело в том, что власти регионов, стремясь пополнить свои бюджеты, взвинчивают кадастровые оценки. Граждане в ответ их массово оспаривают.
Только в прошлом году, по данным Росреестра, было подано 54,7 тысячи заявлений по поводу более 100 тысяч объектов недвижимости — квартир, дач, гаражей, земли. Примерно в половине случаев Росреестр признал необоснованность завышения кадастровых оценок.
"В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали", — отметил Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта.
Две недели спустя президент дал правительству поручение: до 15 июля усовершенствовать расчет налога на недвижимость так, чтобы кадастровая стоимость ни при каких обстоятельствах не превышала рыночную.
Новый законопроект предполагает отказ от увеличения понижающего коэффициента выше 0,6. "Таким образом, те оставшиеся 40%, на которые должен был вырасти налог, мы отменяем", — объясняет один из соавторов документа, спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Это, впрочем, не означает, что налог перестанет расти. Платеж может увеличиваться, во-первых, если региональные власти повысят саму налоговую ставку.
Во-вторых, если власти субъекта Федерации увеличат кадастровую стоимость. По действующему законодательству они имеют право проводить переоценку раз в два года в городах федерального значения и раз в три-пять лет в других регионах.
Однако новый закон ограничивает повышение налога на имущество в пределах десяти процентов к платежу предыдущего года. "Мы устанавливаем это ограничение, чтобы исключить возможность существенного увеличения регионом налога за счет повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости", — подчеркнул Владислав Володин, представляя документ в Госдуме.
В тех 36 регионах, где налог на недвижимость за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок пока не изменится. Коэффициент повысится до 0,6, а затем платеж будет увеличиваться на десять процентов при каждом пересмотре кадастровой стоимости или ставки налога на недвижимость.
Эксперты отмечают, что, поскольку инвентаризационная стоимость недвижимости входит в качестве одного из слагаемых в формулу расчета налога, от нового закона выиграют владельцы квартир в старых домах с низкой остаточной стоимостью — для них ежегодный платеж сократится на несколько тысяч рублей.
Но больше всего сэкономят владельцы квартир в домах, построенных в 2013 году и позже, — для таких объектов инвентаризационная стоимость уже не применялась и считается равной нулю. В результате экономия может превысить десять тысяч рублей в год.
В целом, по оценкам Федеральной налоговой службы, из-за нового закона региональные бюджеты могут недополучить около шести миллиардов рублей, говорится в пояснительной записке к документу. Эту сумму и сэкономят владельцы недвижимости.