11 Февраля 2019
В пресс-центре «Парламентской газеты» прошла пресс-конференция, посвященная проблемам имущественного налогообложения. Участие в ней приняли депутаты Государственной Думы, входящие в состав рабочей группы по имущественным налогам, кадастровой оценке и оценочной деятельности, а также представители исполнительной власти различных уровней, специалисты.
Речь шла о том, как идет эволюция имущественных налогов в РФ, о первых итогах, планах на 2019 год. Участники пресс-конференции отметили, что 2018 год стал важной вехой становления в России новой системы взимания имущественных налогов. Принимались новые законы, создавались новые учреждения и структуры, проходила отладка правоприменительной практики. Это не означает, что новый налоговый порядок пришел к своему завершению. Наоборот, пройдена, скорей, половина пути. Однако стало ясно, что Рубикон перейден и нашим гражданам независимо от их желания придется привыкать к обновленной форме налогообложения их имущества.
Как признает первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов, причина, почему пришлось разрабатывать новую систему имущественных налогов, была связана с необходимостью исправления перекосов и несправедливостей прежней. Рядом могли находиться дома, и с одного налог взимался по инвентаризационной, а с другого - по кадастровой стоимости. А эти две суммы сильно различались. Возникла большая потребность к переходу на единые принципы налогообложения на основе кадастровой оценки недвижимости.
Важным событием этого процесса стало принятие 3 августа 2018 года 334-ФЗ. Он касается обложения имущества физических лиц. Для граждан он ввел целую серию льгот и вычетов. Для пенсионеров, владельцев земельных участков предусмотрено освобождение от уплаты налога в размере шести соток.
Вторая новелла предусматривает, что увеличение налога на имущество по сравнению с суммой предыдущего года не может превышать 10%.
Правда это в том случае, если в регионе в течение предыдущих трех лет уже использовалась в качестве налогооблагаемой базы кадастровая стоимость.
В прошлом году это правило было применено в 28 регионах. В 2019 году она будет использована уже в 49 субъектах Федерации. Можно сказать, что кадастровая оценка шагает по стране. Новый метод исчисления имущественных налогов оказался весьма прибыльным для государства.
В 2018 году в местные и региональные бюджеты было собрано 1, 4 трлн руб., что на 11% больше, чем в 2017 году. Самый большой прирост показали два сбора: на имущество организаций – плюс 15% – и на имущество физических лиц. С первых собрали 985 млрд руб, что больше 2017 года на 15%, со вторых – 62 млрд руб, прирост 17%.
Кадастровая стоимость охватывает все больше регионов. В 2015 году ее использовали только 15 из них, в 2016 году их число возросло на 21, и в 2017 еще 14. Таким образом, в 2018 году налоги на имущество физлиц по этому методу были рассчитаны на 63 территориях. В первый год перехода региона на кадастровую стоимость граждане платят налог с коэффициентом 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6.
334-ФЗ вводит некоторые новые правила взимания имущественного налога. Одно из них заключается том, что если гражданин – добросовестный налогоплательщик, то перерасчет налога задним числом в большую сторону производиться не будет. Это норма вступила в силу с 1 января 2019 года.
Еще одно новшество связано с оспариванием кадастровой оценки. При прежней практике, если заявитель добился ее пересмотра, то новый размер налога взимался с 1 января того года, когда была подана соответствующая претензия. Согласно новому правилу, появляется ретро применение этой нормы, когда пересмотр налоговой нагрузки осуществляется за весь период действия оспариваемой суммы. Федеральный закон также распространил льготы для пенсионеров и на лиц предпенсионного возраста. То есть для женщин, начиная с 55 лет, и для мужчин с 60 лет.
Разумеется, далеко не все благостно с имущественными налогами. На вопиющий случай обратила внимание заместитель председателя Рабочей группы при ГД РФ по имущественным налогам, кадастровой оценке и оценочной деятельности Ирина Радченко.
В декабре прошлого года правительство Москвы совершенно неожиданно для всех объявило о повышении имущественного налога для владельцев нежилых помещений с 1,5% до 2% с 1 января 2019 года. Формально столичные власти действовали в рамках закона, который предусматривает такое повышение. Но, как считает Ирина Радченко, это был бы сильным ударом по малому бизнесу города. Для многих компаний такой рост оказался бы неподъемным.
В целом же такие меры приводят к ухудшению инвестиционного климата, к исходу компаний из столицы. Столкнувшись с массовым недовольством, мэрия решила повышать налог постепенно – по 0,1% ежегодно. Однако сама попытка такого налогового произвола говорит о том, что власть далеко не всегда думает об интересах бизнеса и своих граждан, а больше печется о своем благополучии.
Депутат ГД РФ Владимир Афонский напомнил присутствующим о том, что « должна быть незыблемость правил для бизнеса, и не должно быть ухудшения положения граждан и предпринимателей».
Как считает Юрий Лавряков, заместитель министра имущественных отношений Московской области, чтобы налоги были бы адекватными, они должны носить сбалансированный характер и учитывать множество факторов. И подчиняться определенным базовым принципам. Чтобы налоги были бы справедливыми, нужно постоянно проводить анализ ставок. Эта работа должны быть системной.
Особенно это важно для бизнеса, для которого правильное налогообложение очень часто является залогом успеха. Ведь предпринимательство зависит от многих факторов. Такой пример: компания получает в собственность для строительства большой земельный участок, включающий зону рекреации. В ней по определению не может быть плотной застройки. Следовательно, и прибыль не может быть значительной. Кадастровая оценка должна учитывать это обстоятельство. Иначе застройщик может разориться.
Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не гасить предпринимательскую инициативу, считает подмосковный чиновник.
Участники пресс-конференции, подводя итоги ушедшего года, указали на то, что впереди еще много работы по созданию системы имущественных налогов. Пока она только в процессе формирования.
Источник